Катки представляют собой машины, нацеленные на послойное уплотнение малосвязных и несвязных грунтов при возведении различных сооружений. Они имеют различную конструкцию и рассчитаны на разные задачи.
Рабочее устройство катка представлено колесами либо валецом, под которым понимают цилиндрический элемент, замещающий колеса. Каток оснащен ведущим и ведомым вальцами. К первому подается крутящий момент от двигателя, а второй выполняет направляющую функцию. Привод – у большинства катков механический, однако на современных моделях применяется в основном гидравлический. Это обусловлено большими удобством управления и надежностью, компактностью и тем же типом привода рабочего элемента и рулевого управления у большинства машин.
Комбинированный асфальтовый каток
Для большинства моделей максимальная скорость составляет 2-5 км/ч, однако некоторые современные катки способны развить 14 км/ч. Глубина трамбовки грунта в зависимости от типа равна от 20-30 до 150-160 см.
Катки относятся к профессиональным машинам, поэтому приобрести их можно у дилеров строительной техники и на сайтах производителей вроде купить асфальтовый каток. Естественно, для частных пользователей такие машины не актуальны. Даже при необходимости проведения каких-либо работ вроде укладки трассы к дому или садовых дорожек более разумно нанять каток, чем приобретать столь дорогостоящую машину для разового использования.
Катки дифференцируют на основе нескольких критериев.
Так, по способу передвижения их подразделяют на самоходные и прицепные варианты. Первые оснащены двигателем, обеспечивающим их перемещение, а для передвижения вторых используют тягачи в виде трактора, лошади и т. д.
Ручной кулачковый каток
По количеству ходовых элементов катки классифицируют на одно-, двух- и трехвальцовые либо -осные.
5 типов выделяют на основе конструкции рабочих элементов.
По способу воздействия на поверхность катки подразделяют на статические и вибрационные.
Асфальтовый каток с гладкими вальцами
Принцип функционирования первых основан на воздействии на поверхность массой машины. К настоящему времени такие варианты в значительной степени вытеснены из-за больших размеров и массы. Тем не менее они сохранили актуальность благодаря созданию гладкой поверхности и в случаях, где недопустимо вибрационное воздействие.
Принцип работы катков второго типа основан на вибрационном воздействии на поверхность. Это обеспечено наличием вибратора, представленного вращающимся грузом со смещенным центром масс относительно оси вращения. Такие модели, в сравнении со статическими, обладают значительно большим уплотняющим воздействием при меньших размерах и массе. Благодаря этому вибрационные катки в целом сменили статические. Однако они применимы не во всех случаях ввиду некоторых ограничений. Во-первых, такие машины дают волнистую поверхность. Во-вторых, ввиду более интенсивного воздействия они могут повредить основу.
По массе катки классифицируют на ручные (менее 1 т), тяжелые (более 16 т), сверхтяжелые (до 100 т и более) и т. д.