Автобусы китайского производства: основные производители, тенденции развития

26.06.2019

Китайская автопромышленность продолжает осваивать мировой рынок. Это актуально и для коммерческого транспорта. В период с 2011 по 2015 г. Китай стал первым в мировом производстве автобусов и троллейбусов. Его доля в 2015 г. составила 25%. Немало китайских автобусов и в СНГ при том, что многие марки не известны общественности. Распространенность их определяется географическим положением. Так, например, много китайских автобусов в Казахстане, на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири. Хотя и в западных регионах России закупают такие машины. Влияет также политика конкретных регионов. Распространенность запчастей также изменяется географически, однако существуют и специализированные сайты вроде Тск Грандавто.

Основные производители

Наиболее известной маркой на местном рынке является King Long. Эта фирма основана в 1988 г. В СНГ известна туристическими моделями, причем одна из немногих поставляет трехосные варианты.

King Long XMQ 6130Y
King Long XMQ 6130Y

Higer также встречается весьма часто. Фирма создана в 1998 г. и является премиум-подразделением King Long. За это она время разработала обширную гамму автобусов более чем из 50 моделей. Higer нацелена на создание экспортных моделей с использованием узлов известных производителей. Это единственная китайская фирма, выпускающая лицензионный европейский автобус (Scania Touring). На рынок СНГ поставляет в основном среднеразмерные туристические модели.

Golden Dragon создана в 1992 г., но на местном рынке появилась ранее прочих китайских фирм (в 2006 г.).  Также принадлежит King Long. Занимается созданием туристических моделей.

Golden Dragon XML6126JR в Иркутске
Golden Dragon XML6126JR в Иркутске

Yutong известна компактными моделями, широко используемыми в некоторых регионах вместо маршруток. Также используются полноразмерные городские автобусы. Однако модельный ряд включает автобусы всех классов.

Yutong ZK6120HGM в Алматы
Yutong ZK6120HGM в Алматы

Zhongtong – более старая фирма, созданная в 1971 г. Сотрудничает с европейскими производителями, в том числе в 1998 г. было создано совместное предприятие с Van Hool. На местный рынок поставляет туристические автобусы.

Zhongda также сотрудничала с немецкими производителями до конфликта 2010 г., обусловленного появлением модели A9, скопированной с Neoplan Starliner.

Shuchi при весьма большом ассортименте на рынке СНГ не так распространена и продает туристические модели.

Dongfeng, как и Yutong, поставляет компактные модели. Хотя, в целом, имеет очень обширный модельный ряд.

Dongfeng EQ6660 в Семее
Dongfeng EQ6660 в Семее

Среди многочисленной продукции JAC на местном рынке представлены в основном междугородные машины, созданные в сотрудничестве с Hino.

Менее известны и распространены автобусы Moon God и Hoper, несмотря на то, что поставляются весьма давно.

Относительно недавно появились туристические модели Shenlong. Чуть позже название фирмы изменили на Sunlong и стали ввозить под ним более технически совершенные автобусы.

Тенденции развития

Современной тенденцией автопромышленности является переход на электрические двигатели. Китай достиг в этом значительных успехов. Так, с 2014 по 2017 г. местными производителями было выпущено 358 тыс. электрических автобусов, что соответствует половине автобусного парка страны. В значительной степени это обуславливает успех китайского коммерческого транспорта в целом. Так, на внутреннем рынке используются только электрические автобусы собственного производства. В 2018 г. 99% мирового электрического автобусного парка находилось в Китае. Развитые страны также переходят на электротранспорт, широко используя китайские модели. Наибольших успехов в данной сфере достигла компания BYD: она поставляет электрические автобусы в 50 стран и имеет завод по производству электротранспорта в США. Таким образом производитель рассчитывает заложить основу для конкуренции с мировыми компаниями в сфере электрических легковых автомобилей.

Развитию электротранспорта во многом способствует государственная политика. Он является одним из пунктов программы развития страны до 2025 г. Предполагается обеспечение независимости от внешних поставщиков. Для этого осуществляется субсидирование, объемы которого с 2009 по 2017 г. составили $48 млрд. Это обеспечивает рост продаж и легковых, и коммерческих электрических машин. К тому же начинается перевод отдельных городов на электрический общественный транспорт.