Автомобильные аккумуляторы: классификация и основные характеристики

16.07.2019

Автомобильные аккумуляторы представляют собой дополнительный источник энергии для бортовой сети. Существует множество их видов с различными конструктивными параметрами и эксплуатационными особенностями.

Общие особенности

Автомобильный аккумулятор представляет собой один из типов электрических батарей. Для бортовой сети автомобилей и мотоциклов с ДВС он служит дополнительным источником энергии для. Аккумулятор используется при отключенном двигателе и служит для его запуска. На электрических транспортных средствах аккумуляторы выполняют роль основного источника энергии, в связи с чем их называют тяговыми.

Автомобильные аккумуляторыАвтомобильные аккумуляторы

Классификация

Для дифференциации автомобильных аккумуляторов используют несколько параметров.

По материалу электродов и электролита выделяют около 25 типов. Наиболее распространены свинцово-кислотные батареи. Они включает 6 аккумуляторов по 2,2 В. Электролит представлен смесью серной кислоты и дистиллированной воды. Плотность колеблется от 1,23 до 1,31 г/см3, что определяет морозостойкость.

По состоянию электролита их дифференцируют на 3 типа.

  • Жидкий.
  • Абсорбированный.
  • Гелеобразный.

По составу сплава положительной пластины выделяют 3 типа батарей.

  • Pb-Sb с 6% Sb.
  • Pb-Sb с 2% Sb.
  • Pb-Ca-Sn.

К тому же существует 4 варианта ее конструкции.

Систематика, основанная на размерах, весьма сложна. Это обусловлено тем, что ранее для новых типов и марок автомобилей разрабатывали новые аккумуляторы. Позже была создана единая номенклатура, основанная на размерах и электрических параметрах. Причем на различных рынках могут использоваться разные аккумуляторы.

По полярности, определяющей расположение электродов, аккумуляторы дифференцируют на 2 типа.

  • Обратной полярности. Положительная клемма установлена справа, отрицательная – слева.
  • Прямой полярности. Эти аккумуляторы отличаются обратным расположением клемм.

Разница в полярности в зависимости от рынка также сокращает возможности взаимной замены аккумуляторов, так как при несоответствии может потребоваться удлинение проводов. Так, на советских и российских автомобилях используется прямая схема.

Диаметр клемм также различается в зависимости от региона.

  • Euro (type 1). Положительная – 19,5, отрицательная – 17,9 мм.
  • Asia (type 3). Положительная – 12,7, отрицательная – 11,1 мм.

Аккумулятор AsiaАккумулятор Asia

Для унификации разработаны переходники.

Еще один критерий дифференциации аккумуляторов – тип крепления.

  • Верхнее.
  • Нижнее.

У различных автомобилей используются разные типы крепления батарей. У некоторых крепление отсутствует.

Наконец, аккумуляторы дифференцируют по необходимости обслуживания.

  • Обслуживаемые (открытые). К данной категории принадлежат аккумуляторы простейшей конструкции требующие регулярных контроля состояния электролита, долива воды и подзарядки с применением стационарного зарядного устройства.
  • Необслуживаемые (закрытые / герметизированные). Отличаются наличием индикатора-ареометра отражающего плотность электролита. Уровень электролита контролируют по меткам на корпусе.

Необслуживаемый аккумуляторНеобслуживаемый аккумулятор

Во избежание повреждения кислотой для батарей любого типа требуется контроль герметичности пробок и корпуса, чистоты дренажных отверстий. При обнаружении электролита следует ликвидировать течь и промыть корпус и отсек аккумулятора щелочной нейтрализующей смесью. К тому же во избежание поражения клемм электрокоррозией их следует периодически очищать и смазывать.

Таким образом, ввиду большого разнообразия аккумуляторов при выборе необходимо ориентироваться на руководства по эксплуатации. Аккумуляторы относятся к наиболее распространенным запчастям, поэтому их легко найти и в торговых точках и в интернет-магазинах. Если нужен аккумулятор амега посмотрите его в интернет магазине avtoapteka.net.ua

Основные характеристики

Основные параметры аккумуляторов рассмотрены на примере наиболее популярного свинцово-кислотного типа.

Используется три значения номинального напряжения.

  • 6 В. Эти аккумуляторы сейчас применяются на особо легких мотоциклах, однако до 40 гг. прошедшего века такое оборудование имело большинство автомобилей.
  • 12 В. Батареи такого типа используются на легковых машинах, бензиновых автобусах и грузовиках, дизельных микроавтобусах и легких грузовиках, многих мотоциклах.
  • 24 В. Данные аккумуляторы устанавливают на тяжелые грузовики, автобусы, дизельную военную технику, трамваи, троллейбусы.

Емкость аккумулятора определяет силу тока, отдаваемого им при разрядке. Данный параметр подбирают на основе объема и типа двигателя, эксплуатационных условий.

Резервная емкость определяет время функционирования электросети автомобиля под максимальной нагрузкой при неисправном генераторе.

Пусковой ток – предельный отдаваемый ток при напряжении на клеммах более 9 В на протяжении 30 с при -18°C.