Автомобильные аккумуляторы: устройство, принцип функционирования, обслуживание

14.05.2019

Современные автомобили оснащают множеством электрических приборов, включая осветительное оборудование, сигнализацию, мультимедийную систему, различные приводы и т. д. При функционировании двигателя энергию для них создает генератор. Однако для его запуска также требуется электроэнергия. Для обеспечения автомобиля энергией при нефункционирующем моторе и накопления ее служит аккумулятор. Далее рассмотрены конструкция, принцип функционирования и обслуживание.

Автомобильные аккумуляторы

Автомобильные аккумуляторы

Устройство

Внутри аккумулятора находятся 6 элементов по 2 В. каждый из них состоит из погруженных в сернокислотный электролит решетчатых пластин из свинца, покрытых активным веществом. В качестве последнего применяется двуокись свинца для положительных пластин и мелкопористый свинец для отрицательных.

Устройство автомобильного аккумулятора

Устройство автомобильного аккумулятора

Принцип функционирования

При подключении нагрузки начинается реакция активного вещества с электролитом. В результате вырабатывается ток. При этом электролит и сульфат свинца истощаются, осаждаясь на пластинах. Зарядка состоит в обратном ходе данной реакции.

Основной параметр аккумуляторов представлен емкостью, которую дифференцируют на два типа.

  • Абсолютная емкость характеризует время, на протяжении которого аккумулятор обеспечивает ток. Например, аккумулятор емкостью 40 А/ч рассчитан на подачу тока в 1 А на протяжении 40 ч, 2 А – 30 ч и т. д.
  • Резервная емкость отражает продолжительность временного интервала, в течении которого аккумулятор может обеспечить ток в 25 А для подмены генератора.

Электросхема автомобиля

Электросхема автомобиля

Аккумулятор выполняет в автомобиле следующие функции:

  • запуск двигателя;
  • обеспечение энергии электрооборудования (например, сигнализации, климатической и мультимедийной систем) при отключенном двигателе;
  • дополнение генератора при повышенной нагрузке.

Обслуживание

При эксплуатации следует учитывать возможность разрядки аккумулятора. Это может произойти в случае длительного использования электрооборудования автомобиля при неработающем двигателе. То же самое может случиться при длительной стоянке в холодный период. Данная ситуация усугубляется тем, что производители оснащают автомобили аккумуляторами, достаточными для удовлетворения потребностей стандартного варианта. Следовательно, в случае оснащения машины дополнительным оборудованием оригинального аккумулятора может оказаться недостаточно. Для обеспечения запаса энергии для стокового автомобиля также нередко используют сторонние аккумуляторы повышенной емкости. Автомобильные батареи легко найти как в торговых точках, так и в интернет магазинах вроде https://1akb.by/catalog/akkumulyatory/mototsikly/moto_6v/.

Выход из строя аккумулятора происходит вследствие постепенного развития коррозии пластин, а также обеднения электролита и активного покрытия. Последнее особенно интенсивно происходит при высоких температурах. В среднем срок службы аккумуляторов составляет 4 года, однако во многом их долговечность определяется режимом эксплуатации. К тому же нужно учитывать, что в незаряженном состоянии более интенсивно происходит сульфатация пластин.

Как для любого конструктивного узла, для обеспечения длительного эксплуатационного срока требуется обслуживание аккумулятора. Оно очень простое и состоит в регулярных проверках уровня электролита. Низкое значение может быть вызвано чрезмерной зарядкой, что обычно связано с неисправностями генератора. Недостаток электролита в одном из элементов свидетельствует о большом износе аккумулятора и скором выходе его из строя, особенно в холодный период.

При пополнении электролита необходимо учитывать некоторое повышение его уровня при зарядке.