Смазочные материалы можно подразделить на масла и смазки. Основным отличительным критерием в данном случае считают агрегатное состояние. Масла представлены жидкими материалами, а смазки – вязкими. Существует множество вариантов смазок, рассчитанных на различные сферы, механизмы и условия применения.
По составу смазки и масла близки. В качестве основы для них используются нефтяные компоненты.
Однако, основную долю этих веществ составляют специфические вещества, служащие для придания определенных свойств в зависимости от назначения– присадки. Так, для смазок можно отметить твердые наполнители, улучшающие антифрикционные свойства.
Смазки переводят в вязкое состояние загустителями, представленными солями жирных кислот.
В систематике смазок используется несколько параметров, определяющих функциональные качества этих веществ.
Один из них – агрегатное состояние. В соответствии с ним смазки подразделяют на жидкие, пластичные, твердые, газообразные.
К тому же существует классификация NLGI, учитывающая 2 параметра такого рода: консистенцию и число пенетрации. Консистенция определяет агрегатное состояние вещества (между жидким, мягким и твердым), пенетрация отражает величину проникновения твердого тела в жидкие, мягкие и полутвердые вещества в определенных условиях. Таким образом, пенетрацию можно считать показателем, описывающим консистенцию. На основе этих двух характеристик данная классификация подразделяет смазки на 9 классов. Каждый из них (или пара) ориентирован на определенную сферу применения.
Классификация NLGI
Еще один критерий – тип основы. В соответствии с ним смазки подразделяют на минеральные, органические синтетические, полусинтетические.
К тому же смазки дифференцируют по сфере применения. Так, существуют моторные, гидравлические, компрессорные и др. варианты.
Классификация автомобильных смазок
Автомобильные смазочные материалы в отличие от промышленных характеризуются значительно большим разнообразием. Так, их подразделяют по сезонности применения на зимние, летние и всесезонные.
Выбор смазочных материалах следует проводить путем сопоставления сферы использования и характеристик. Так, для узлов трения, функционирующих в условиях умеренных значений температуры и давления, основной характеристикой смазки считают антифрикционные свойства. Большое значение имеют условия работы (температура, давление, скорость). Во многом они связаны с агрегатным состоянием смазки. Так, жидкие варианты нацелены на высокоскоростные малонагруженные механизмы, вязкие – оптимальны для низкоскоростных сильно нагруженных узлов, твердые смазки рассчитаны на экстремальные условия функционирования либо невозможность подвода других материалов.
Для упрощения подбора, чтобы купить смазки для авто разработаны системы маркировок. Конфигурация зависит от типа смазки и отражает ее классификационную принадлежность и основные характеристики. Расшифровку и прочую информацию можно найти в соответствующих ГОСТ.
Несмотря на значительное разнообразие автомобильных смазок, большое распространение имеет несколько их типов. Эти материалы подразделяют по составу загустителя, определяющего эксплуатационные параметры и, следовательно, сферу применения.
Кальциевые (солидолы). Недорогие и достаточно функциональные материалы. Подходят для мало нагруженных узлов трения. Основное ограничение – низкая максимальная температура, составляющая 80°C.
Комплексные кальциевые. Отличаются от предыдущего типа повышенной термической стабильностью. Обладают хорошими антифрикционными свойствами, особенно варианты, содержащие дисульфид молибдена. Характеризуются гигроскопичностью, определяющей необходимость хранения в герметичной таре.
Литиевые (литолы). Наиболее распространенный тип автомобильных смазок, считающийся универсальным благодаря хорошим эксплуатационным характеристикам и консервационным свойствам.
Бариевые. Отличаются лучшей водостойкостью и меньшей термической стабильностью в сравнении с литолами.
Силиконовые. Рассчитаны на уплотнители, замки и петли. Сохраняет эластичность пластиковых и полимерных деталей. Обычно выпускается в виде спрея.