Балансировка колес: особенности, причины и методы устранения

04.05.2019


Эксплуатация автомобиля включает множество операций обслуживания. Одной из них является балансировка колес. Несмотря на то, что нет необходимости осуществлять ее постоянно, соблюдение центра масс существенно сказывается на ходовых качествах и общей надежности.

Общие положения

Под данным термином понимают сокращение до приемлемого уровня дисбаланса колеса.

Существует два типа дисбаланса колеса.

  • Статический дисбаланс состоит в неравномерном массовом распределении по оси вращения, вследствие чего наблюдается биение в вертикальной плоскости из-за создания неуравновешенной массой собственной центробежной силы.
  • Динамический дисбаланс обусловлен неравномерным плоскостным распределением масс, ввиду которого при вращении колеса на определенном плече наблюдается пара сил противоположной направленности относительно плоскости вращения.

Актуальность балансировки обусловлена тем, что центр масс колеса всегда не соответствует его геометрическому центру. Это приводит к возникновению повышенных вибраций при движении, что что сказывается на комфорте и ведет к ускоренному износу шин, элементов подвески и рулевого управления. Существует множество факторов, определяющих дисбаланс колеса (рисунок протектора, конфигурация диска, неточности изготовления, неоднородность материалов, стыки и т. д.). Большинство из них связано с шинами в связи с их удалением от центра масс.

 

Статический и динамический дисбаланс колеса

Статический и динамический дисбаланс колеса

Причем внешняя и внутренняя половины колеса, имеют отдельные центры масс, которые могут находиться на различных осях вращения даже после статистической балансировки. Особенно актуально это для широкопрофильных колес. Это приводит к повышенной нагрузке на подшипник, особенно на большой скорости, увеличивающей его износ.

При установке новых шин специалисты осуществляют балансировку, однако со временем она сбивается. Особенно быстро это происходит при сильных ударах, приводящих к утрате грузиков, или использовании покрышек с неравномерным износом.

Необходимость балансировки можно определить по наличию вибраций и шума на высоких скоростях (от 100 км/ч), неравномерному износу покрышек, блокировке рулевого колеса на определенных скоростях.

Осуществление балансировки

Статистическая балансировка состоит в подведении массового центра колеса к геометрическому центру. Динамическую балансировку автомобильных колес осуществляют в двух плоскостях.

Для балансировки колес как легковых, так и грузовых автомобилей, а также мотоциклов применяют свинцовые либо цинковые грузики. Предварительно на балансировочном станке определяют точки их крепления на ободе с внешней, либо внутренней стороны. Станки балансировочные позволяют определить дисбаланс путем вращения колеса.

Балансировочный грузик

Балансировочный грузик

Однако данный метод балансировки не совершенен. Это объясняется тем, что в таком случае не учитывается возможный дисбаланс от изношенных тормозных механизмов и ступиц. Для более точной балансировки требуется устройство, определяющее состояние колеса на машине, представленное передвижной балансировочной машиной. Однако она встречается крайне редко, и такие работы очень дороги, поэтому почти во всех случаях в местных условиях используют отмеченный выше метод балансировки.

Следует отметить, что существует заблуждение о эффективности использования для балансировки воды и сыпучих веществ. Оно происходит из автогонок 30-40 гг. прошедшего века, где спортсмены заливали воду в шины для охлаждения. Это объясняется тем, все существующие в те времена шины были рассчитаны на значительно меньшие скорости, чем развивали гоночные автомобили. Поэтому в гонках они перегревались, что вело к расслоению и последующему разрушению боковин. С появлением высокоскоростных покрышек от этой практики отошли.

В отличие от многих работ по обслуживанию автомобиля для балансировки нет фиксированных плановых интервалов. Ее осуществляют при необходимости, то есть при нарушении балансировки колес. Так, у одних пользователей такие работы требуются при каждой смене резины, у других выставленная балансировка сохраняется длительное время. Тем не менее в любом случае требуется проводить периодическую проверку и корректировку при необходимости.

Балансировочный станок

Балансировочный станок

Стоимость балансировки определяется несколькими факторами.

  • Диаметр колеса: чем больше, тем дороже балансировка.
  • Тип диска: для стальных дисков работы дешевле, чем для алюминиевых.
  • Тип грузиков.

Для одних из самых дешевых 15-дюймовых стальных колес стоимость балансировки в среднем составляет около 200 рублей. Таким образом, балансировка всех колес обойдется около 800 рублей.