Производители обязательно указывают в руководстве по эксплуатации тип бензина, который подходит машине лучше всего. Обязательно ли следовать этим рекомендациям? В некоторых ситуациях замена топлива неизбежна: например, если другого в наличии нет, а бак на нуле. Специалисты утверждают, что неправильно подобранное горючее способен серьезно ухудшить состояние двигателя. Водителю желательно знать о процессах, происходящих внутри автомобильной системы, чтобы выбрать меньшее из зол.
Заправки во избежание казусов ставят на бензин и дизель разные конструкции пистолетов, поэтому перепутать топливо очень сложно. Иногда казусы все же случаются: например, если водитель заправляется из канистры. Как только ошибка обнаружена, двигатель нужно срочно заглушить, иначе он выработает остатки бензина в магистралях и просто заглохнет, чтобы больше не заводиться. В дизельном двигателе показатель сжатия примерно в два раза выше, кроме того, там используются свечи накаливания. Топливо не является взаимозаменяемым. Старые модели бензиновых моторов, оснащенные карбюратором, могут с трудом воспринять смесь солярка/бензин в соотношении 1/3 и передвигаться на ней некоторое время. Что произойдет в современном авто? Зажигание будет принудительно выключено. Есть риск, что топливные форсунки успеют забиться и придется их промывать. Для этого необходимо обратиться в сервисный центр, чтобы не осталось даже следов залитой солярки. Понадобится помощь эвакуатора.
Благодаря универсальным компенсаторным механизмам современных автомобилей и высокой степени сжатия, явного вреда для автомобиля не будет. Некоторое время машина вполне адекватно проедет на таком топливе и даже не станет капризничать, но только если не давать ей экстремальные нагрузки. Для автомобилей, выпущенных примерно 10-15 лет назад, ошибка может оказаться роковой, ведь у них нет настолько совершенных систем приспособления и отсутствует механизм корректировки угла опережения зажигания. Топливо на основе этанола не сможет вытянуть показатели авто до стандартных даже у современных машин – двигатель будет «чихать», а все системы испытают своеобразный стресс. Существуют авто с битопливными моторами, которые могут переключаться между бензином на основе этанола и продуктов нефтепереработки – пока что они встречаются достаточно редко.
Низкооктановое топливо серьезно ухудшает состояние всех систем и приводит к невероятно сильной детонации, вызывающей поломки. Даже современные системы не в состоянии нормально откорректировать работу двигателя. Если речь идет о незначительном снижении (например, с А95 на А92), то водитель может даже ничего не заметить – машина будет функционировать как обычно, хоть и с небольшим неудовольствием. Когда разница октанового числа увеличивается, распознать проблему можно сразу: мотор станет стучать, появится вибрация и шум, станет сложно передвигаться даже на небольшой скорости.
Если ошибка не является критической, водитель может просто слить плохое топливо и наполнить бак рекомендованным, пообещав себе больше так не делать. В случае, когда бензин совершенно не подходит, придется доставить автомобиль в мастерскую, чтобы форсунки промыли и избавили двигатель даже от следов неподходящего горючего. Экономить нельзя: если производитель рекомендует заливать только А95, лучше следовать советам – это обойдется гораздо дешевле.