Как работает звуковая система в автомобиле

17.08.2017

Для начала – небольшая зарисовка. Светофор или — в худшем случае — пробка. До ваших ушей начинают доноситься ритмичные глухие удары. Источник этого звука определяется без проблем – «затюнингованное» авто в соседнем ряду.

Помимо раздражения, начинает вкрадываться жалость к водителю и его железному коню: машина даже подпрыгивает от огромной музыкальной мощности.

Как работает звуковая система в автомобиле

В погоне за громкостью «фанаты» автозвука упускают из вида один важный момент. Именно о нем мы и поговорим.

Простейшее определение из школьного курса физики гласит, что звук – это колебания среды, воспринимаемые человеческим ухом. Соответственно, помимо уха, для получения звука требуется источник колебаний и среда. Стоит сразу оговориться: о источнике звука мы распространяться не будем. Понятно, что в нашем случае это будет диффузор динамика. Если вы хотите, чтобы в машине был хороший автозвук, выбирайте штатную магнитолу в интернет-магазине 08k.ru.

Следующий фактор – это окружающая среда. В привычном понимании – воздух. В этом случае механизм возбуждения звука прост, как арбуз. Если отвлечься от частностей, то он выглядит следующим образом: диффузор динамика толкает с определенной амплитудой воздушный столб, который и доносит колебания до наших ушей. Таким образом, мы имеем простейший волновой процесс, подробно описанный в школьных учебниках физике.

Когда же мы начинаем говорить об автозвуке, все сильно усложняется. И дело тут в следующем. Представьте себе насос, цилиндр которого заполнили воздухом, а выходной клапан заткнули, после чего попытались выжать поршень. Что из этого получится? Поршень будет исправно то сжимать, то разрежать воздух. Спросите, при чем тут насос? Дело в том, то в замкнутом пространстве автомобильного салона диффузоры акустических систем занимаются чем-то подобным. В итоге наши уши слышат не только колебания, вызванные взаимодействием воздушного столба с диффузором, но еще и колебания, порожденные изменением плотности воздушного потока. В итоге громкость звука резко возрастает. При понижении частоты звука доля второго вида колебаний растет.

На этом теории достаточно. На практике же рост доли колебаний, возбуждаемых по второму механизму, приводит к появлению искажений и паразитных вибраций. Так в погоне за громкостью можно убежать от чистоты звучания. К тому же вряд ли ваш автомобиль (да и ваши уши) будут благодарны за подобное регулярное испытание. Чтобы избежать этого, достаточно помнить, что возбудить звук в замкнутом объеме значительно легче, чем на открытом пространстве.