Колесные диски: типы, принципы выбора
16.11.2020
Многими колесные диски рассматриваются как элемент дизайна, заменой которого легко значительно преобразить облик автомобиля, хотя в совокупности с шинами они значительно влияют на ходовые качества. В любом случае, независимо от похода, подобрать диски для автомобиля не так просто, как может показаться – нужно учитывать как функциональные параметры, определяемые технологией производства, так и установочные характеристики.
Классификация
В систематике колесных дисков используют 2 основных критерия.
Один из них – технология производства. На основе этого выделяют 3 типа.
- Штампованные. Производятся путем сварки стальных элементов. Это наиболее дешевый вариант, характеризующийся ремонтопригодностью и достаточной прочностью. Однако такие диски весьма тяжелые, подвержены поражению коррозией, мало привлекательны. Они были обширно распространены до второй половины XX в. К настоящему времени на легковых автомобилях штампованные диски сохранили только для простейших комплектаций бюджетных моделей. Тем не менее их обширно применяют на коммерческой технике.
Штампованные диски TREBL
- Литые. Как следует из названия, производятся методом литья из магниевых или алюминиевых сплавов (в связи с этим их также называют легкосплавными). Представляют собой монолитные изделия. Характеризуются небольшой массой, высокой прочностью, эстетической привлекательностью, множеством вариантов дизайна, хорошим отводом тепла от тормозов, хорошей балансировкой. Основные недостатки литых дисков – хрупкость, сложность и дороговизна восстановления, недолговечность внешнего облика. Сейчас они используются почти повсеместно на легковых автомобилях. Изначально эти диски были разработаны для спортивных автомобилей в 1930 г. Массовое применение они обрели к началу 70 гг.
Литые диски OZ ITALIA 150
- Кованые. Для таких дисков применяют комбинированную технологию производства: сначала штампуют алюминиево-титаново-магниевые сплавы, затем осуществляют термическую обработку и в завершение – механическую. Таким образом получают многослойную, волокнистую структуру. Кованые диски – наиболее прочный и легкий вариант. К тому же они ремонтопригодны, в отличие от литых. Единственный недостаток – высокая стоимость. Последнее обуславливает малую распространенность кованых дисков по сей день – их устанавливают на спортивные автомобили, где действительно требуются соответствующие характеристики.
Кованые диски Inforged IFG25
Второй критерий систематики колесных дисков – конструкция. На основе количества составных частей их подразделяют на 2 типа.
- Монолитные (односоставные). Представляют собой монолитное изделие.
- Составные (двух- и трехсоставные). Это разборные изделия, состоящие из 2 или 3 элементов соответственно. В первом случае это обод и сердцевина, во втором обод разделяется на внутренний и внешний. Данная технология позволяет совмещать методы производства. Так, на кованый обод можно установить литую сердцевину. Составные диски по основным параметрам не уступают монолитным – соединение их элементов производится с использованием специального крепежа и составов, обеспечивающих герметизацию. Однако последнее усложняет возможную замену частей составных дисков, в чем многие видят их значительное преимущество. Это также осложнено небольшой распространенностью отдельных элементов. Со стоимостью ситуация неоднозначна: дополнительная технология сборки усложняет производственный процесс, что определяет большую стоимость при условии одного метода производства (купить литые диски разборного типа дороже, чем монолитные), однако в случае комбинированного метода составные диски могут оказаться выгоднее (например, вариант с кованым ободом и литой сердцевиной в сравнении с чисто кованым).
3-составные диски WORK REZAX II
Принципы выбора
Выбор колесных дисков осуществляется на основе нескольких критериев.
- Дизайн. Для многих пользователей желание заменить стандартные колесные диски связано с эстетическими качествами.
- Характеристики. Меньшая часть ориентируется на функциональные качества (масса, прочность и т. д.), которые во многом определяются методом производства. Однако их следует учитывать и в первом случае, так как неграмотным подбором дисков можно ухудшить ходовые и эксплуатационные качества автомобиля (например, установив более тяжелые или некачественные (хрупкие, плохо отбалансированные) диски).
- Установочные параметры. Существует 4 основных критерия, определяющих возможность использования диска на конкретной модификации автомобиля без вмешательства в конструкцию.
- Диаметр. Размер диска в окружности, отсчитываемый по полке и отражаемый в дюймах. Естественно, каждый автомобиль имеет определенные размеры колесных арок. Диск значительно большего диаметра, чем стандартный, может туда не поместиться, а меньшего приведет к изменению ходовых качеств. Большую роль играет профиль шин (высота бокового бортика), так как общий диаметр колеса определяется совокупностью диаметра диска и профиля шины. Для умещения диска большого диаметра в арке, возможно, придется снизить профиль резины. На диски меньшего диаметра наоборот можно установить более высокопрофильные шины, чтобы сохранить величину зазора между аркой и колесом. Профиль шин связан прямой зависимостью с плавностью хода и обратной с управляемостью.
- Ширина. Отсчитывается по полке диска, выражается в дюймах. Аналогично диаметру определяет возможность умещения колеса в арке. Чрезмерно широкое колесо просто не войдет или будет тереться об нее при поворотах. Малая ширина повлияет только на ходовые качества. Широкие колеса обеспечивают большую устойчивость, лучшее сцепление и управляемость, но повышают чувствительность к колее и возможность аквапланирования. Узкие колеса снижают сопротивление качению. Ширину диска следует соотносить с шириной шины (для каждого значения существует рекомендованный диапазон), ее профилем, а также следующим параметром.
- Вылет. Расстояние в мм между привалочной плоскостью диска (прилегающей к ступице) и серединой его ширины: нулевой (эти параметры совпадают), положительный (середина диска заходит за ступицу к внутренней части арки), отрицательный (середина диска отходит от ступицы к внешней части арки). Определяет поперечное положение диска в арке: чем больше, тем глубже. При чрезмерных значениях в обоих направлениях диск может не уместиться: при положительных упрется в элементы подвески, при отрицательных – в крыло. К тому же крайне низкий вылет повышает нагрузку на ступичные подшипники.
Вылет дисков
- Разболтовка. Отражает количество и диаметр (в мм) отверстий для крепежных элементов диска на ступице. Обозначается соответствующим двузначным индексом (например, 5/114,3). При несовпадении этих индексов для диска и ступицы не получится совместить их без изменений. Некоторые диски универсальны – имеют двойную разболтовку.
- Стоимость. Определяет доступный покупателю ассортимент дисков. Нужно учитывать, что приобретение дисков – обычно недешевое дело, даже с просто качественными вариантами, но особенно если стремиться к продукции ведущих производителей. Так, при выборе именитых фирм в зависимости от размеров и модели это обойдется от нескольких десятков до нескольких сотен тыс. рублей. К тому же, возможно, придется добавить стоимость шин – при переходе на другой размер дисков, скорее всего, не получится использовать имеющиеся.
- Производитель. Отмеченные выше цены на продукцию известных брендов приводят многих покупателей к поиску реплик их моделей. В большинстве случаев это худший вариант – легко найти отзывы о низком качестве копий именитых дисков неизвестного происхождения и результатах их эксплуатации. Это может повлечь как сложности в установке и недолговечность в лучшем случае, так и ухудшение ходовых качеств из-за плохой балансировки и ДТП из-за разрушения на ходу в худшем. Поэтому при ограниченном бюджете, возможно, стоит ограничиться продукцией менее именитых производителей, но оригинальной, зарекомендовавшей себя качеством, либо остаться пока на имеющихся дисках и подкопить на желаемые.
Это основные параметры колесных дисков. Существуют и более специфические (диаметр центрального отверстия, допустимая нагрузка и т. д.). при выборе проще всего ориентироваться по инструкции по эксплуатации автомобиля.
В некоторых случаях невозможность установки дисков на автомобиль можно исправить применением проставок. Это приспособления, устанавливаемые на колесную ступицу. Простые варианты позволяют решить проблему с чрезмерно большим вылетом, сместив наружу привалочную плоскость и выдвинув колесо дальше к крылу. К тому же существуют варианты для перехода на другую разболтовку.