Краны-манипуляторы: устройство, принцип функционирования, особенности

06.05.2020


Краны-манипуляторы представляют собой многофункциональные агрегаты, совмещающие крановую установку и шасси. Они служат для погрузочно-разгрузочных и транспортировочных работ и используются во многих сферах.

Общие особенности

Краны-манипуляторы имеют обширное применение в строительной, транспортной, коммунальной и др. сферах. Большое распространение обусловлено тремя параметрами данных установок. Во-первых, высокая производительность, определяемая грузоподъемностью, значительно ускоряет погрузочно-разгрузочные работы. Во-вторых, краны-манипуляторы значительно мобильнее автокранов благодаря более компактным размерам, дешевле и экономичнее в эксплуатации, а также не требуют высококвалифицированного оператора. В-третьих, это многофункциональное оборудование, так как помимо погрузочно-разгрузочных работ эти установки осуществляют транспортировку грузов. Тем не менее, это дорогостоящее профессиональное оборудование, применяемое для постоянных работ компаниями или подрядчиками. Для частных лиц актуальна аренда манипулятора с целью разового применения.

Кран-манипулятор на колесном шасси
Кран-манипулятор на колесном шасси

Конструкция

Краны-манипуляторы представлены совокупностью крановой установки и шасси. В качестве последних используют колесные и гусеничные варианты, плавсредства, летательные аппараты, рельсовый транспорт. Наиболее известны и распространены установки на шасси грузовиков.

Основные конструктивные элементы представлены опорной рамой, поворотной колонной с телескопической стрелой, выносными опорами.

Конструкция крановой установки
Конструкция крановой установки

Привод крановой установки осуществляется гидравлическим механизмом, питающимся от гидронасоса. Последний приводится коробкой отбора мощности двигателя шасси. К тому же встречаются модели манипуляторов с электрическим приводом.

Управление крановой установкой может быть размещено на стационарном пульте, установленном на поворотной колонне, на поле или на переносном пульте.

Принципиальное конструктивное отличие крана-манипулятора от автокрана состоит в отсутствии противовеса. Это компенсируют путем увеличения размаха опор и загруженности шасси, что усложняет работы с тяжелыми грузами.

Тяжелые манипуляторы не распространены в России ввиду отсутствия шасси соответствующей грузоподъемности местного производства и высокой стоимости.

Классификация

Систематика кранов-манипуляторов весьма сложна. К тому же различаются категории сходных классификаций.

Наиболее известна классификация, основанная конструкции крановой установки, в соответствии с которой манипуляторы подразделяют на 2 типа.

  • L-образные. В транспортном положении крановая установка размещается за кабиной шасси или в задней части рамы продольно. Обычно оснащены гидравлической лебедкой.
  • Z-образные. Крановая установка в транспортном положении может быть размещена как вдоль, так и поперек.

Еще один критерий, используемый в систематике кранов-манипуляторов – грузоподъемность, определяющая габариты установок. На основе него выделяют 3 типа.

  • Легкие. Рассчитаны на грузы массой до 3,5 т. Обычно установлены на шасси малотоннажных грузовиков.
  • Средние. Грузоподъемность составляет до 9 т.
  • Тяжелые. Способны работать с грузами до 15-16 т. Установлены на трех- или четырехосных шасси.

В другой классификации эти категории выделены по другим значениям грузоподъемности: 2-5, 6-15, более 20 т. соответственно. К тому же выделены еще 2 категории: мини-краны на 1 т., и компактные (до 1 т).

Наконец, манипуляторы классифицируют по типу шасси, конструкции и схеме складывания стрелы, назначению и т. д.