Лимузины: история развития, классификация

23.11.2020

Лимузины изначально создавались как транспорт для представителей высшего общества. Однако к настоящему времени они преимущественно перешли в сферу проката и стали общедоступными в таком качестве. Исключением остались представительские машины.

Создание

Для начала нужно разобраться с понятием «лимузин», которое неоднозначно в зависимости от подхода и языка первоисточника. В общем представлении это закрытый тип кузова, основными отличительными признаками которого считают наличие перегородки между передней водительской и задней пассажирской частями салона и удлиненный относительно стандартного формата кузов.

Что касается первого признака, такой подход был реализован еще задолго до появления автомобилей в конных повозках. В качестве примера можно привести английские кэбы, появившиеся еще в XVII в. Здесь пассажиры находились в закрытом отсеке, а кучер размещался сзади или спереди относительно него в зависимости от типа. Такая схема разделения водительского и пассажирского отсеков использовалась и на люксовых автомобилях начала XX в. и по сей день сохранилась в лондонских такси.

Studebaker Model H 1907 г.

Studebaker Model H 1907 г.

Нужно отметить, что в те времена на люксовых машинах была развита тенденция совмещения кузовов и шасси различных производителей. То есть одна фирма выпускала шасси, а кузов покупатель мог заказать в разных кузовных ателье. Идея разделения пассажирской и водительской частей на машинах по-прежнему подчеркивалась и типом крыши. Существовали такие типы кузова, как ландоле с откидной крышей над пассажирской частью и брогам – над водительской.

Lincoln Model L 1930 г.

Lincoln Model L 1930 г.

Идея удлинения стандартного кузова путем добавления вставки была выдвинута американским инженером Г. Лиландом в 20 гг. XX в. Тогда в США ввиду высокого уровня жизни возник спрос на предметы роскоши. Такая схема оказалась удачной, так как позволила не только расширить пространство в салоне для обеспечения лучших условий размещения пассажиров и установки дополнительного оснащения, но и явно выделяла машину внешне. Поэтому она получила распространение, и в широкие массы вошло понятие лимузина как удлиненной машины, а родиной лимузинов стали считать США.

Развитие

Лимузины были созданы как представительские автомобили высшего класса. Изначально и до конца прошедшего столетия они были доступны преимущественно представителям высшего общества. Лимузины использовались руководителями государств и высшими чиновниками (президентами, членами королевских семей и т. д.), главами крупных компаний, высшими менеджерами, успешными финансистами, знаменитостями музыки и кино. До сих пор сохранился образ успешного деятеля 80 гг., едущего на такой машине с сигарой и журналом Wall Street в руках.

Cadillac Brougham 1988 г. Дональда Трампа

Cadillac Brougham 1988 г. Дональда Трампа

Однако во второй половине XX века распространились услуги проката лимузинов для вечеринок, свадеб и т. д. Для этого использовали более дешевые стретчи. К тому же таким транспортом обзавелись дорогие отели. Благодаря этому лимузины стали общедоступными, но вместе с тем в целом утратили очарование исключительности для рядовых пользователей.

Постепенно лимузины почти полностью перешли в эту сферу. Представители высшего общества отказались от таких автомобилей.

Это было вызвано отчасти падением статуса ввиду стремительного распространения. Но основные причины – изменившиеся структура авторынка, общие особенности машин и автомобильная культура.

Ранее хотя и существовали серийные представительские машины, их ассортимент был не так обширен. При этом в те времена у элиты общества было принято выделяться, что достигалось в контексте автомобилей, прежде всего, за счет размера. Сейчас структура рынка значительно усложнилась – производители предлагают продукцию для каждого типа потребителей. В высшем сегменте (F) ведущую роль заняли немецкие премиальные фирмы (Mercedes-Benz, BMW, Audi), но по-прежнему предлагаются варианты американских и английских фирм (Cadillac, Jaguar). К тому же появились японские и даже корейские аналоги (Lexus, Genesis). Среди них представлены модификации в стандартном формате кузова для использования как самостоятельно, так и с водителем и варианты с удлиненной колесной базой для эксплуатации преимущественно с водителем. Нужно отметить, что это весьма распространенные, массовые машины. Хотя новые автомобили весьма дороги, они в большом количестве приобретаются как отдельными пользователями, так и государственными и частными организациями, такси и т. д. Такие потребители склонны менять машину сразу с выходом нового поколения или обновления. Поэтому множество автомобилей сразу же попадает на вторичный рынок. Ввиду очень большой потери стоимости через 10-15 лет такие модели становятся общедоступными, по крайней мере по стоимости приобретения, которая оказывается ниже новых бюджетных машин. Для более обеспеченных потребителей или тех, кто готов потратить большую сумму, предлагается эксклюзивная продукция знаменитых брендов вроде Rolls Royce и Bentley. Кроме того, к началу XXI в. появилась альтернатива представительским седанам в виде люксовых SUV. Эти машины более многофункциональны при сопоставимом уровне оснащения и эксплуатационных качеств.

Актуальное поколение Mercedes Pullman – основного представительского лимузина

Актуальное поколение Mercedes Pullman – основного представительского лимузина

Также следует отметить общее увеличение габаритов автомобилей. Это легко проявить путем сопоставления машин одного класса конца прошлого века и современных. В целом произошло смещение примерно на один уровень, то есть ранние автомобили среднего класса сегодня по размерам соответствуют компактным. Вместе с этим значительно усовершенствовали подходы к эргономике и компоновке. Актуальность лимузинов с точки зрения пассажиров ранее была обусловлена относительно тесными салонами и скромным оснащением автомобилей даже высшего сегмента. Сегодня даже самым взыскательным потребителям достаточно стандартных удлиненных версий – как по пространству, так и по оснащению.

Наконец, несколько сменились общественные приоритеты, особенно в развитых странах. Вместо желания выделиться за счет большой машины, приобретя ее только из-за размеров, многие озаботились, например, влиянием на окружающую среду или хотя бы экономией ввиду возросших цен на топливо в сравнении с серединой XX в. Причем это наблюдается как в общих тенденциях политики и промышленности, так и на уровне рядовых пользователей. Подтверждением является стремительное распространение гибридов и электромобилей, а первым примером в рассматриваемом контексте можно считать большой интерес к Lexus LS четвертого поколения, а именно к его модификации 600h, ставшей первым гибридным автомобилем с V8 и первым в представительском сегменте.

Поэтому в настоящем времени из начальных сфер лимузины сохранили актуальность только в качестве представительского транспорта. Такие машины представлены специально разработанными единичными либо мелкосерийными экземплярами.

Таким образом, несмотря на текущее обширное распространение лимузинов, периодом их расцвета можно считать начало – середину XX в.

Типы

Лимузины подразделяют по происхождению.

  • Заводские. Выпускаются производителями на основе собственных моделей.
  • Стретч. Создаются сторонними мастерскими из уже произведенных автомобилей.

Также можно классифицировать лимузины на основе компоновки салона.

  • Пульман. Компоновка с тремя поперечными рядами сидений (задние обычно установлены навстречу друг другу).
  • Лимузин. Компоновка, где присутствует один или два продольных ряда сидений вдоль бортов.

Компоновка салона лимузина

Компоновка салона лимузина

В настоящее время наиболее распространены лимузины стретч. Эти варианты составляют значительную часть ассортимента прокатных парков. Это обусловлено относительно невысокой стоимостью переработки базового автомобиля. В качестве основы можно взять недорогой подержанный люксовый SUV или седан среднего класса. К тому же компоновка с продольными рядами сидений позволяет разместить большее количество пассажиров.

Компоновка салона пульмана

Компоновка салона пульмана

Заводские лимузины, особенно люксовых марок, значительно дороже. За основу для них берутся автомобили высшего уровня. В таких машинах используется преимущественно трехрядная компоновка ввиду ориентации на перевозку одного или нескольких пассажиров, так как они рассчитаны на представительское или личное использование.