Моделирование и оптимизация транспортных потоков

15.11.2015

Сейчас все острее становится проблема управления транспортными потоками, особенно в мегаполисах. Дороги очень перегружены, количество личного и общественного транспорта растет. Это приводит к многочасовым пробкам, заторам и затруднению движения пешеходов, росту дорожных аварий и т.д.

Чрезвычайно сложно анализировать систему, объектами которой является транспорт (автобусы, автомобили и т. д.) с непредсказуемым поведением на дорогах. Особенности городских транспортных потоков следующие:

  • прогнозировать их можно только с некоторой долей вероятности;
  • колебания характеризуются в суточном, недельном и сезонном циклах;
  • управляемость потоками возможна лишь как рекомендательная;
  • большая часть характеристик взаимосвязаны: задержка, скорость, ДТП и т.д.;
  • замерить основные характеристики качества пока не представляется возможным: нет датчиков транспортных потоков, сложно проводить аэросъемки или ручное обследование.

Обещающий подход к решению этой проблемы заключается в имитационном моделировании с помощью библиотеки элементов транспортно сети.

Моделирование и оптимизация транспортных потоков использует методику математического моделирования в целях оптимизации движения транспортных потоков. Используются специальные комплексные программные продукты для планирования и моделирования транспортных потоков.

Оптимизация транспортных потоков

Современное развитие мегаполюсов приводит к возрастающей взаимосвязи подсистем общественного и индивидуального транспорта. В частности, значение в выборе способа передвижения имеют особенности психологии различных слоев общества, часто в приоритет выдвигаются такие понятия как престиж и комфорт.

Доля передвижения на  индивидуальном транспорте варьируется по районам города и зависит от профессионального и социального состава жителей, дальности местонахождения пункта назначения, разрешенных парковок и т.д
С ростом спроса на служебные, культурные и бытовые поездки  повышенного уровня безопасности и комфортности способствует конфликту со средой в связи с ограниченными возможностями.

Поэтому как никогда становятся актуальными оптимизация:

  • потоков индивидуальных транспортных средств: грузового и легкового;
  • общественного транспорта. В частности в этой области проводятся такие работы как совершенствование тарифной системы, оптимизация расписания и интервалов движения, обоснование введения новых маршрутов и удаление существующих.