Турбины были разработаны еще в начале XX в., однако их внедрение в двигатели серийных легковых автомобилей началось во второй половине столетия. К тому времени они массово использовались на грузовых дизелях ввиду, прежде всего, меньшей температурной нагруженности их в сравнении с бензиновыми моторами. В легковые двигатели турбины пришли из автоспорта, следовательно, изначально они использовались с целью повышения производительности, и оснащали ими отдельные спортивные автомобили. Однако в начале XX в. с ужесточением экологических нормативов и требований к экономичности системы принудительной индукции стали рассматривать в качестве меры повышения эффективности ДВС, и к настоящему времени турбомоторы в значительной степени вытеснили атмосферные двигатели на легковых машинах. Несмотря на то, что двигатели большинства автомобилей теперь оснащены турбинами, многие пользователи предпочитают атмосферные аналоги с точки зрения надежности. Действительно, системы принудительной индукции усложняют конструкцию ДВС и требуют некоторых особых подходов в эксплуатации и обслуживании. Поэтому долговечность турбины во-многом определяется соблюдением правил эксплуатации и качеством обслуживания.
Основные правила эксплуатации турбомоторов касаются температурного режима. Сводятся они к избеганию резких температурных перепадов. Поэтому следует исключить интенсивные нагрузки на непрогретый турбокомпрессор: желательно прогреть двигатель до рабочей температуры, прежде чем трогаться. К тому же после длительной дороги или интенсивных нагрузок не стоит глушить двигатель сразу после остановки: следует дать поработать ему несколько минут, чтобы турбина охладилась. Соблюдение этих правил сейчас упрощено современными фирменными системами доступа и сторонними охранными системами. Так многие современные автомобили оснащены с завода системами дистанционного запуска, что позволяет прогреть машину перед поездкой. Охлаждение турбины после поездки обеспечит турбо-режим, который предусмотрен во многих охранных системах: он оставляет мотор заведенным на заданное время после извлечения ключа зажигания и постановки автомобиля на охрану. К тому существуют турбо-таймеры, выполняющие ту же задачу.
Турбо-таймер HKS
Если предыдущие правила нацелены на обеспечение долговечности турбокомпрессора, то следующая мера касается двигателя в целом. Ввиду непостоянной степени сжатия турбомоторов, в отличие от атмосферных, следует обращать особое внимание на сорт и качество используемого топлива во избежание детонации. В сложные двигатели с принудительными системами индукции и непосредственным впрыском не стоит заливать бензин ниже AИ-98, на более простых турбомоторах бюджетных авто, возможно, допустимо ограничиться 95 бензином. Однако некоторые производители занижают допустимый сорт топлива, например, в современных китайских моделях допускается использование АИ-92, что вызывает сомнения специалистов. Поэтому помимо инструкции по эксплуатации, стоит ознакомиться с рекомендациями автомобильных изданий и технических специалистов относительно конкретных двигателей. К тому же значение имеет качество топлива, поэтому следует избегать неизвестных заправок с заниженными ценами.
При обслуживании турбомоторов, также особое внимание уделяется системам, отвечающим за охлаждение.
Охлаждение турбокомпрессоров осуществляется моторным маслом, поэтому повышенные требования предъявляются к его качеству. При выборе сорта и производителя также стоит учитывать правила эксплуатации и рекомендации специалистов. К тому же при обслуживании двигателя дополнительно проверяют трубки подвода масла к турбине.
Трубки подачи масла к турбине Volkswagen
К основному элементу охлаждения двигателя в виде радиатора на многих турбомоторах добавляется интеркулер, который так же требует периодической чистки.
Интеркулер Volvo
Наконец, нужно следить за состоянием и вовремя менять антифриз, воздушный и масляный фильтры.
Ресурс турбокомпрессоров для обычных моторов составляет в основном около 150 тыс. км. На спортивных моторах или в сложных условиях эксплуатации он сокращается в 2-3 раза. Поэтому в основном с проблемами ремонта турбин сталкиваются покупатели подержанных машин.
В перечень диагностики машины перед приобретением, естественно, следует включить турбокомпрессор. Неисправность этих узлов проявляется по утечке масла через них. На начальной стадии признаки проявляются в виде следов масла (запотевания или потеков) на турбинном или компрессорном колесах. На более поздних стадиях повышается расход масла, выхлоп обретает синий оттенок, возможны посторонние звуки от турбины.
Возможен как ремонт, так и замена турбокомпрессора в зависимости от результатов диагностики. Ремонт обычно обходится значительно дешевле. В таком случае меняют картридж или отдельные элементы.
Картридж турбины Mitsubishi
В текущих условиях распространения турбомоторов их ремонтом и обслуживанием занимается большинство сервисов и мастерских: и официальные, и клубные, и многопрофильные сети, и частные организации. Некоторые из них берутся и за турбокомпрессоры, однако обычно за такими услугами обращаются в специализированные мастерские, которые осуществляют ремонт турбин в перми и прочих городах.