Одним из важных критериев при выборе автомобиля является доступность запчастей. Она во многом определяет сложность и стоимость обслуживания, особенно для постгарантийных вариантов. Далее рассмотрена общая структура рынка автозапчастей СНГ и их классификация.
Рынок запчастей определяется, прежде всего, структурой авторынка. Естественно больше всего деталей для популярных моделей, а для редких, не поставляемых автомобилей найти запчасти весьма проблематично. Рынок каждого региона имеет специфическую структуру. Далее рассмотрена ситуация для СНГ. Проще всего обсудить рынок запчастей на основе регионов производства автомобилей.
Наиболее развитой автопромышленностью в Азии обладает Япония. На местном рынке японские машины очень обширно распространены. Причем это относится и к официально ввозимым моделям и к вариантам для внутреннего рынка. В первом случае запчасти доступны почти повсеместно ввиду развитой дилерской сети ведущих производителей (Toyota, Nissan). Lexus и Infiniti также весьма популярны. Mitsubishi и Honda в целом распространены меньше, но некоторые модели очень популярны. Subaru, Suzuki, Acura и Isuzu менее востребованы. Для машин для внутреннего рынка ситуация с деталями сложнее: они обширно доступны на востоке, но чем дальше на запад, тем сложнее их найти.
Также в СНГ очень популярны корейские автомобили Kia и Hyundai. Здесь встречаются исключительно официально продаваемые модели. Причем многие из них выпускаются на местных заводах. Ввиду популярности машин и развитой дилерской сети запчасти для них повсеместно доступны. Daewoo/Ravon также очень распространены.
Китайские машины не так популярны. На местный рынок поставляют ничтожную часть продукции. Дилерская сеть развита не очень широко. Запчасти наиболее распространены на востоке.
В целом азиатские автомобили характеризуются невысокой стоимостью запчастей, что во многом и определяет их популярность. Поэтому большинство владельцев использует оригинальные детали. Японские машины к тому же славятся надежностью.
Наиболее развитую автомобильную промышленность в данном регионе имеет Германия. Большинство моделей основных производителей (Audi, BMW, Mercedes-Benz, Volkswagen) официально поставляются в СНГ, и некоторые из них производятся на местных заводах. Поэтому с запчастями для них нет проблем. Porsche также весьма популярны, но дилерская сеть не так развита. То же актуально для Opel.
Весьма распространены чешские Skoda, поэтому проблем с запчастями для них нет. Более того, они основаны на узлах VAG.
Последнее актуально и для испанских Seat, однако, в отличие от Skoda, они почти не встречаются на местном рынке.
Очень популярны отдельные модели французского Renault, выпускаемые на местных заводах. Запчасти для них доступны повсеместно. Peugeot и Citroen встречаются намного реже и дилерская сеть развита меньше.
Относительно распространены британские автомобили, особенно Land Rover. Запчасти для них доступны в основном в крупных городах. Jaguar более эксклюзивен. Но особенно это относится к Aston Martin, Rolls-Royce, Bentley.
Шведские Volvo и Saab также поставляются, но не очень популярны и не обладают обширной дилерской сетью.
Итальянские автомобили распространены очень слабо. Это касается и общедоступных Fiat, и более престижных Alfa Romeo и Lancia, и, естественно, эксклюзивных Ferrari и Lamborghini.
В целом для европейских автомобилей запчасти обычно весьма дороги, что обусловлено во многих случаях наценкой за бренд. Поэтому перед многими владельцами подержанных экземпляров стоит вопрос поиска качественных неоригинальных деталей. Сами автомобили обычно сложны технически, что сказывается на надежности.
Американские автомобили в целом в СНГ распространены весьма скудно, за исключением отдельных моделей. Многие марки вообще никогда не были представлены здесь. Наиболее популярны Ford. Некоторые из них производятся на местных заводах и запчасти для них общедоступны. Для Chevrolet ситуация более запутана. Данный брэнд включает как модели собственной разработки, так и других подразделений GM. Последние были весьма распространены, и запчасти для них несложно найти. Jeep и Cadillac не очень востребованы, но поставляют свои машины. Прочие американские марки почти не встречаются в СНГ, и запчастей для них нет. Поэтому для единичных ввезенных машин детали приходится заказывать.
Для американских автомобилей запчасти обычно недороги. Сами машины имеют простую конструкцию, обуславливающую надежность.
Существует два основных критерия дифференциации запчастей.
По происхождению их подразделяют на оригинальные и неоригинальные. Естественно, производители рекомендуют применять исключительно фирменные компоненты. Не разбирающиеся в данной сфере пользователи также считают, что ситуация однозначна. Однако существует несколько тонкостей.
Прежде всего, необходимо отметить, что почти все запчасти производятся сторонними компаниями. Под оригинальными запчастями понимают продукцию, выпускаемую по заказу производителя и отмеченную его логотипом. Многие поставщики выпускают аналогичные детали под собственным брендом и брендом производителя. Первую называют афтермаркетом. Таким образом, более грамотно ориентироваться не по происхождению деталей, а учитывать соотношение цены и качества.
Во многих случаях оригинальные запчасти значительно дороже аналогов. На основе сказанного выше это может показаться неоправданным. Однако теоретически по качеству оригинальные детали лучше, так как проходят контроль производителя. Но практически это не всегда так: сторонние детали могут не уступать по качеству оригинальным или даже превосходить их.
К тому же следует отметить, что для каждой модели производитель закладывает определенный бюджет на запчасти. В течении первых 3 лет выпуска он весьма большой, поэтому производство деталей заказывают у крупных поставщиков вроде Bosch, Sachs, Behr и т. д. Позже бюджет сокращается, поэтому заказы размещают у менее известных производителей вроде Febi, ERA и т. д. В настоящее время многие компании пользуются услугами китайских поставщиков как для запчастей, так и для комплектующих ввиду невысокой стоимости их продукции. Однако с началом сотрудничества с ведущими автопроизводителями многие из них повысили цены.
В недалеком прошлом оригинальные запчасти завозили преимущественно неофициально. При этом на рынке они стоили значительно меньше, чем у официальных дилеров, что объясняется различной логистикой. К тому же официальные сервисные центры ввозят детали исключительно для поставляемых машин. В отличие от них неофициальные продавцы предлагают обширный перечень запчастей, ориентируясь на потребности рынка. В настоящее время официальные дилеры пытаются конкурировать с «серыми» поставщиками посредством ценовой политики.
Сторонние запчасти дифференцируют на четыре типа.
Еще одним критерием дифференциации запчастей является состояние, в соответствии с которым их подразделяют на новые и подержанные (контрактные). Если с новыми деталями ситуация однозначна, то во втором случае не все просто. Естественно, использованные детали дешевле таких же новых. Основная проблема для них состоит в износе. И если целые узлы вроде двигателя или КПП диагностировать легко, то состояние отдельных деталей при отсутствии внешних признаков износа сложнее.
Существует несколько способов покупки запчастей. Можно использовать интернет-магазины. Они предоставляют возможности поиска деталей по различным параметрам, сравнения стоимости, заказа доставки и т. д. Второй вариант – автомагазины, рынки и т. д. Некоторые из них также имеют сайты и предоставляют услуги доставки. Кроме того, можно обратиться к дилеру. Наконец, возможно искать детали по объявлениям на различных сайтах.