Японские автомобили занимают позиции среди лидеров во многих сегментах рынка, а сама страна принадлежит к ведущим государствам в сфере их производства. Косвенно вклад Японии в развитие автомобилестроения подтверждается распространенным условным подразделением машин на европейские, американские и японские (оно осуществляется в контексте не географической привязки, а на основе похода к созданию и общих особенностей (так называемые школы автомобилестроения)). Японские машины завоевали рынок благодаря соотношению цены и качества и экономичности. В целом считается, что они характеризуются простой, надежной конструкцией, относительно простыми материалами отделки, высоким качеством изготовления. Хотя этот подход несколько стереотипный и отчасти основан на временах расцвета японского автопрома – 70-90 гг. Кроме того, что в общемировом масштабе развита японская автомобильная культура, основанная преимущественно на моделях для внутреннего рынка (JDM). Опять же это относится в основном к машинам второй половины XX в. Некоторые модели тех лет стали культовыми и имеют фанатскую базу, сопоставимую, например, с поклонниками американских масл-каров 60-70 гг. Во многих странах существуют соответствующие клубы. Россия – не исключение. Здесь машины из Японии занимают особое место с начала 90 гг., особенно в восточной части страны – до второй половины 00 гг. их ввозили сюда в больших количествах. Эти машины хорошо проявили себя в очень суровых условиях восточных регионов. Благодаря надежности, доступности японских автозапчастей и эксплуатационным качествам 10-30 летние автомобили высоко ценятся и активно продаются по сей день. Ввоз с внутреннего рынка в Россию продолжается, несмотря на многочисленные ограничительные меры, введенные правительством. К тому же последнее значительно повысило ценность и востребованность старых машин, не доступных теперь к официальному импорту.
Первые разработки в сфере автомобилестроения в Японии появились в соответствии с общемировыми тенденциями в начале XX в. Было создано несколько собственных разработок, включая мелкосерийные, однако в дальнейшем развитие в данной сфере происходило преимущественно за счет производства по лицензии и создания сборочных заводов иностранных компаний. Собственные разработки велись также во многом на основе иностранных моделей. В этот период были созданы основные автопроизводители Японии.
Mitsubishi Model A – первый серийный японский автомобиль (1917 г.).
Такая ситуация продолжалась до середины 30 гг., когда все промышленные предприятия на территории страны, включая филиалы иностранных компаний были национализированы. Это вынудило последние завершить здесь свою деятельность, а местные производители в связи с милитаризацией страны перешли на выпуск армейских автомобилей.
Дальнейшие события, связанные со Второй мировой войной, и послевоенная ситуация привели к краху автопромышленности. Несмотря на снятие ограничивающих санкций в 1949 г. инвестирование отсутствовало, нужды внутреннего рынка покрывались преимущественно импортом, а местные производители занимались копированием.
Toyota Corolla 1 (1966-1970) – типичная для того времени японская машина среди завоевавших рынок США и самая продаваемая модель в мире
Улучшению ситуации способствовала Корейская война, стимулировавшая США заказать у японцев производство армейских автомобилей. Интенсивное развитие автомобилестроения началось к 60 гг. в связи с общим экономическим ростом. Значительно улучшилось качество продукции, и к 70 гг. производители сосредоточились на экспорте продукции в США. Ее успеху здесь способствовали невысокая стоимость и экономичность, получившая особенно большое значение ввиду мирового нефтяного кризиса 1973 г. Американские производители из-за консервативного подхода не смогли приспособиться к резко изменившейся ситуации. Поэтому поставка автомобилей из Японии велась в таких объемах, что это привело к межгосударственному конфликту. В результате японское правительство установило ограничения на экспорт. Это вынудило производителей частично перенести выпуск в США, что также значительно способствовало развитию автопромышленности и распространению продукции по миру. Ориентация на американский рынок привела к созданию ведущими производителями отдельных брендов для него. Пиком японского автомобилестроения считают 1989 г. Таким образом, в этот период (70-90 гг.) японские автопроизводители получили мировую известность и заняли значительную нишу рынка.
Некоторые из культовых японских автомобилей 80-90 гг.
В первой половине 90 гг. произошел спад производства, вернувший ситуацию к уровню конца 70 гг. Далее до начала 2000 гг. наблюдалась стагнация.
Восстановление объемов производства в начале XX в. сопровождалось дальнейшим распространением сборочных предприятий по миру и, прежде всего, в Азиатском регионе.
В начале 10 гг. снова произошел спад производства, вызванный значительным ущербом от катастрофических явлений 2011 г.
Отставание было компенсировано весьма быстро и во второй половине десятилетия Япония вернулась в тройку мировых лидеров в сфере автопромышленности.
Последней проблемой, сказавшейся не только на японской, но и на мировой промышленности стала эпидемия 2020 г. Ущерб от нее может быть оценен окончательно только спустя несколько лет по завершении.
По некоторым прогнозам в следующее десятилетие может произойти смена мировых лидеров в производстве автомобилей. Это связывают не кризисными явлениями, а с интенсивными темпами роста промышленности Китая, Индии и Бразилии. Теперь эти страны повторяют путь, пройденный Японией во второй половине XX в. Подобным образом уже произошло развитие Южной Кореи. В то же время в Японии ситуация осложняется тенденциями, сопутствующими высокому уровню развития государства – прежде всего, депопуляцией.