Шиномонтажные станки: принцип функционирования, классификация, основные характеристики и комплектация.

26.07.2019

Для снятия и установки шин при шиномонтажных работах применяют специализированное оборудование, представленное шиномонтажными станками. В данной статье рассмотрены особенности этих механизмов.

Общие особенности

Шиномонтажные станки служат для демонтажа шины с диска и установки. Это узкоспециализированное, профессиональное оборудование, актуальное для мастерских, сервисов, АТП и т. д.

Принцип функционирования

Шиномонтажные станки фиксируют колесо на поворотном столе с электроприводом с применением пневматических кулачков. Сверху подводится рычаг в виде головки с выступом и вводится в зазор между диском и шиной. Путем вращения стола борт шины выводится выше кромки диска.

Автоматический шиномонтажный станокАвтоматический шиномонтажный станок

Классификация

По особенностям функционирования шиномонтажные станки дифференцируют на автоматические и полуавтоматические.

Основное отличие между ними состоит в приводе монтажной стойки. В первом случае она откидывается назад пневматическим приводом путем нажатия на педаль. Во втором – отводится вручную. Ввиду этого автоматические варианты имеют дополнительную четвертую педаль.

Полуавтоматический шиномонтажный станок

Полуавтоматический шиномонтажный станок

Преимущество пневматического привода состоит в сохранении настроек расположения монтажной головки при откидывании стойки. Это актуально при перебортовке комплекта одинаковых колес. На полуавтоматических станках для каждого колеса придется настраивать монтажную головку вручную.

Основные характеристики

Выбор шиномонтажных станков осуществляют на основе их параметров.

  • Диаметр колес. Каждый станок рассчитан на диски определенного диаметра. Причем различается величина интервала размеров. Так, встречаются варианты на 10-18, 11-24, 12-29 дюймов и т. д.
  • Максимальный диаметр колес. Данное значение определяет максимальное расстояние раздвигания зажимных кулачков. Нужно учитывать, что оно не всегда соответствует диаметру для внешнего зажима. Причем для внутреннего значение будет еще меньше. Так, максимальный захват определяет значение диаметра колеса для внешнего зажима. Причем это для стальных дисков, а для литых предельный размер меньше на 1,5-2 дюйма.
  • Метод фиксации колеса. На шиномонтажных станках используются внешние и внутренние зажимы. Первый тип крепления используется для литых дисков. Он состоит в помещении колеса между зажимными кулачками и придавливании. Внутренний зажим применяют для стальных дисков. Он основан на распирании колеса.
  • Усилие отрыва. Определяет силу давления, оказываемого на колесо для отрыва шины от диска. Для большинства моделей данное значение составляет 2200-3500 т. Следует обеспечить резерв мощности. Он может оказаться актуальным для жестких и проблемных колес (прикипевших, присохших и т. д.).
  • Давление в пневмосистеме. Обычно составляет 8 либо 10 атм. Мало сказывается на производительности.
  • Напряжение в сети. Для большинства моделей равно 380 В.
  • Габариты. Нужно учитывать, что автоматические модели требуют дополнительного пространства, так как необходимо устанавливать их минимум в 0,5 м от стен.
  • Количество режимов вращения стола. Встречаются одно- и двухскоростные варианты. Второй режим отличается меньшей скоростью и рассчитан на работу с шинами с жесткими бортами, низкопрофильными и тугими. Следовательно, его наличие расширяет применение станка.
  • Взрывная подкачка. Эта функция подразумевает подачу воздуха под давлением в зазор между диском и шиной. Используется для монтажа слежавшейся после хранения резины. В противном случае возможно пропускание воздуха через этот зазор, препятствующее накачке. Модели с встроенной накачкой оснащены дополнительным ресивером на 10-20 л. Подача воздуха осуществляется через отверстия в зажимных кулачках. Привод – кнопкой либо педалью. Основной недостаток такого варианта состоит в том, что кулачки могут не совпадать с зазором, вследствие чего приходится проводить операцию многократно. К тому же наличие этой функции существенно удорожает станки. Более предпочтительной считают внешнюю взрывную подкачку. Она представляет собой бустер (внешний ресивер). По требованию его наполняют воздухом, вводят головку в зазор и активируют выпускной клапан.
  • Третья рука. Представляет собой вспомогательное пневматическое устройство, предназначенное для работ с низкопрофильными шинами и рассчитанное на случаи, когда шиномонтаж невозможно выполнить силами одного оператора. Может быть встроена в стенд либо монтируется на монтажную стойку.

Комплектация

Шиномонтажные станки обычно комплектуют всеми необходимыми приспособлениями для работ. К ним относят монтировку, пластиковые накладки на отжимную лопатку и кулачки, пистолет для накачки, влагоотделитель и лубрикатор, емкость для шиномонтажной пасты и кисточку.

К тому же можно купить шиномонтажный станок с дополнительным, оборудованием, расширяющим функциональность, либо приобрести его отдельно. Оно представлено зажимами и монтажной головкой для мотоколес, третьей рукой.