Шины для грузовых автомобилей: виды и советы по выбору
23.08.2019
Систематика шин для грузовых автомобилей сложнее в сравнении с легковыми аналогами. Это определяет особенности их применения и выбора.
Классификация
В систематике грузовых шин используют несколько критериев.
По типу транспортного средства выделяют шины для:
- тягачей;
- автобусов;
- прицепов;
- спецтехники;
- др.
По месту установки:
- для рулевой оси;
- для ведущей оси;
- универсальные.
Названные варианты различаются конструкцией. Так, шины для рулевой оси обеспечивают реакции на руление, а для ведущей – сцепление с дорожным покрытием для передачи тяги. Универсальные варианты отличаются усредненными свойствами, ввиду чего подходят для установки на любую ось.
Виды грузовых шин
По типу эксплуатации:
- шоссейные;
- региональные;
- зимние;
- городские;
- строительные;
- внедорожные;
- лесные.
Ввиду большого разнообразия колес грузовых автомобилей и значительной разницы между ними при возможности использования шин разных типов на одной машине введена система буквенной маркировки: рулевые шины обозначают F, ведущие – D, прицепов – T, другие – Z, зимние – N, городские и пригородные – E, автомагистральные – A, лесные — Y. К тому же некоторыми производителями, например, Michelin, разработаны собственные упрощенные системы маркировки.
По конструкции основы:
- диагональные;
- радиальные.
По конструкции корпуса:
Принципы выбора
Приобретение шин для грузового автомобиля более ответственно в сравнении с легковыми. Это объясняется двумя факторами. Во-первых, комплект покрышек для таких машин весьма дорог ввиду большой стоимости и большого количества колес. Во-вторых, условия эксплуатации данных транспортных средств обуславливают высокую степень риска повреждения. Купить грузовые шины можно в автомагазинах, на авторынках и в интернет-магазинах. Далее приведены основные советы по выбору грузовых шин.
Грузовые шины
- Определить преимущественный тип покрытия. Как было отмечено, существуют грузовые шины для различных условий. Шоссейные варианты характеризуются пониженным сопротивлением качению и проработанными водоотводными канавками. Модели для плохих дорог отличаются более глубоким протектором и дополнительными грунтозацепами. Несоответствие резины дорожным условиям приведет к ухудшению поведения и возрастанию расхода топлива. Поэтому при движении по разнородным покрытиям следует использовать универсальные шины.
- Использовать различные шины на разных осях. Применение шин, соответствующих осям, позволит значительно улучшить эксплуатационные качества: управляемость, сопротивляемость истиранию и сцепление, индекс нагрузки. Однако в большинстве случаев используют универсальную резину, особенно при интенсивной эксплуатации при невысоких скоростях. Хотя она уступает по качествам специализированной, но обеспечивает взаимозаменяемость для достижения максимального ресурса.
- Разумно выбирать восстановленные шины. Ввиду высокой стоимости грузовых шин популярны восстановленные варианты. Это резина с новой лентой протектора, нанесенной на подготовленную поверхность. Существуют технологии «горячего» и «холодного» восстановления. Первая предполагает припайку с применением вулканизации и полимеров, вторая – приклеивание. Они отличаются специфическими особенностями, однако первую считают более надежной ввиду сложности и высокой стоимости, что делает ее недоступной для непрофессиональных мастерских. Обычно восстановленная резина по эксплуатационным качествам соответствует новым шинам среднего уровня при хорошем состоянии основы.
- Соблюдение сезонности. Для грузовиков, как и для легковых машин, актуален переход между летней и зимней резиной. Принцип использования их видов аналогичен (всесезонные шины уступают специализированным в соответствующих условиях, шипованные варианты подходят для заснеженных дорог, нешипованные – для шоссе).
- Выбор подходящей конструкции. Диагональные шины характеризуются эластичностью, малой массой, небольшим количеством внутренних слоев. Это обеспечивает экономичность, благодаря малому сопротивлению качению. Радиальные варианты дороже, более устойчивы к нагрузкам, сложным условиям и боковым повреждениям. По массе современные модели приблизительно равны. Что касается камеры, большинство современных моделей бескамерные. Плотное прилегание к ободу обеспечивает герметичность и медленное снижение давления при проколе. Камерные варианты дешевле, быстро спускают при проколе, сложнее и дороже в ремонте. Нужно учитывать, что при высоком износе диска и шины бескамерные варианты иногда оснащают камерами.
- Учет типа груза. Шины имеют предел по весовой нагрузке, независимо от вида груза. Однако его агрегатное состояние определяет распределение массы. Так, при невозможности ее равномерного распределения следует использовать резину повышенной грузоподъемности. К тому же возможно резкое перераспределение веса при транспортировке жидкостей.
- Выбор по новизне. Следует учитывать, что стоимость и бренд не всегда определяют эксплуатационные качества. Так, модели среднего класса могут соответствовать премиальным. Поэтому рекомендуется ориентироваться при выборе резины по новизне. Это касается как модели, так и самой шины. Дорогая резина может оказаться морально устаревшей, а пролежавшие долго шины утрачивают эластичность, особенно при неграмотном хранении.