Штампованные диски: особенности, принципы выбора
24.01.2021
Штампованные диски обрели обширное распространение во второй половине XX в. Однако к концу столетия на легковых автомобилях они стали выходить из массового применения. Это было обусловлено заменой их ставшими достаточно доступными литыми аналогами, обладающими лучшими функциональными и эстетическими качествами. И все же, благодаря дешевизне, штампованные диски по сей день обширно используются на коммерческой специальной технике.
Особенности
Штампованные диски производят из стальных элементов методом сварки.
Варианты дизайна штампованных дисков
К их достоинствам относят такие качества.
- Малая стоимость. Это самый дешевый тип колесных дисков.
- Ремонтопригодность. Такие диски легко выровнять в случае деформации.
Недостатками штампованных дисков считают следующие особенности.
- Большая масса. Это качество отрицательно сказывается на ходовых и динамических качествах. С уменьшением веса дисков улучшаются динамика, управляемость и плавность хода.
- Простой дизайн. Штампованные диски в основной массе обладают весьма унифицированным дизайном. Центральная часть обычно выполнена в виде сплошного элемента с несколькими плоскостями и отверстиями. Их количество, форма и расположение определяют различия в дизайне. Хотя, существуют варианты, со спицевым дизайном. В отличие от штампованных дисков литые и кованые аналоги позволяют представлены в вариантах любой конфигурации.
Этих отрицательных факторов оказалось достаточно для отхода от массового применения штампованных дисков на легковых автомобилях. Литые аналоги при приемлемой разнице в стоимости значительно легче и привлекательнее внешне. Поэтому штампованными дисками комплектуют только простейшие модификации бюджетных моделей. Однако они по-прежнему актуальны в тех сферах, где менее строги требования к массе и не столь важен дизайн. Поэтому их повсеместно используют на коммерческой и специальной технике (фургоны, грузовики, строительные машины и т. д.). К тому же они востребованы в условиях, где велика вероятность повреждения, благодаря дешевизне и ремонтопригодности. Так, они распространены как элемент подготовки проектов для бездорожья и низкобюджетных любительских соревнований вроде ралли и дрифта.
Принципы выбора
Основным критерием выбора колесных дисков вне зависимости от типа являются установочные параметры. Это характеристика размеров и крепежных элементов, определяющие возможность установки диска на автомобиль.
- Диаметр. Размер в окружности. Отсчитывается по полке диска. Измеряется в дюймах. В случае выбора диска значительно превосходящего по диаметру стандартный он может не поместиться в колесной арке, даже при установке шин меньшего профиля. Использование колес меньшего диаметра приведет к сокращению клиренса. Для компенсации разницы можно установить шины с большим профилем, но в результате все равно изменятся ходовые качества. К тому же обычно от диаметра диска зависит предельная нагрузка. Что касается ходовых параметров, здесь играет роль профиль шин. С ростом его значения улучшается плавность хода и ухудшается управляемость.
- Ширина. Отсчитывается по полке. Измеряется в дюймах. Предельное максимальное значение также ограничивается размерами колесной арки. При рассмотрении дисков меньшей ширины снова нужно ориентироваться по предельной нагрузке. К тому же ширина диска определяет ширину шин, а от этого тоже зависят ходовые качества. Широкие колеса обеспечивают хорошее сцепление, что положительно влияет на управляемость. Узкие колеса оказывают меньшее сопротивление, улучшая экономичность, имеют меньшие чувствительность к колее и склонность к аквапланированию.
- Вылет. Расстояние от привалочной плоскости, прилегающей к ступице, до средней точки обода по ширине. Измеряется в мм. Определяет глубину расположения колеса в арке. Так, середина диска может заходить за ступицу внутрь арки (положительный вылет), совпадать с привалочной плоскостью (нулевой) или выступать наружу (отрицательный). Таким образом, варьирование данного параметра позволяет подобрать идеальное положение колеса в арке.
Вылет дисков
- Разболтовка. Отражает количество и диаметр отверстий для крепежных элементов. Установка диска возможна, если он совпадает по этому параметру со ступицей автомобиля. Существуют варианты дисков с двойной разболтовкой.
Проще всего при выборе дисков использовать рекомендации производителя автомобиля. Это позволит избежать проблем с несовместимостью и избежать ухудшения ходовых качеств. Отдельные из трудностей с установкой можно решить, используя специальные приспособления – проставки. Они позволяют выдвинуть наружу диск с чрезмерным вылетом либо перейти с одной разболтовки на другую.