Штампованные диски: особенности, принципы выбора

24.01.2021

Штампованные диски обрели обширное распространение во второй половине XX в. Однако к концу столетия на легковых автомобилях они стали выходить из массового применения. Это было обусловлено заменой их ставшими достаточно доступными литыми аналогами, обладающими лучшими функциональными и эстетическими качествами. И все же, благодаря дешевизне, штампованные диски по сей день обширно используются на коммерческой специальной технике.

Особенности

Штампованные диски производят из стальных элементов методом сварки.

Варианты дизайна штампованных дисков
Варианты дизайна штампованных дисков

К их достоинствам относят такие качества.

  • Малая стоимость. Это самый дешевый тип колесных дисков.
  • Ремонтопригодность. Такие диски легко выровнять в случае деформации.

Недостатками штампованных дисков считают следующие особенности.

  • Большая масса. Это качество отрицательно сказывается на ходовых и динамических качествах. С уменьшением веса дисков улучшаются динамика, управляемость и плавность хода.
  • Простой дизайн. Штампованные диски в основной массе обладают весьма унифицированным дизайном. Центральная часть обычно выполнена в виде сплошного элемента с несколькими плоскостями и отверстиями. Их количество, форма и расположение определяют различия в дизайне. Хотя, существуют варианты, со спицевым дизайном. В отличие от штампованных дисков литые и кованые аналоги позволяют представлены в вариантах любой конфигурации.

Этих отрицательных факторов оказалось достаточно для отхода от массового применения штампованных дисков на легковых автомобилях. Литые аналоги при приемлемой разнице в стоимости значительно легче и привлекательнее внешне. Поэтому штампованными дисками комплектуют только простейшие модификации бюджетных моделей. Однако они по-прежнему актуальны в тех сферах, где менее строги требования к массе и не столь важен дизайн. Поэтому их повсеместно используют на коммерческой и специальной технике (фургоны, грузовики, строительные машины и т. д.). К тому же они востребованы в условиях, где велика вероятность повреждения, благодаря дешевизне и ремонтопригодности. Так, они распространены как элемент подготовки проектов для бездорожья и низкобюджетных любительских соревнований вроде ралли и дрифта.

Принципы выбора

Основным критерием выбора колесных дисков вне зависимости от типа являются установочные параметры. Это характеристика размеров и крепежных элементов, определяющие возможность установки диска на автомобиль.

  • Диаметр. Размер в окружности. Отсчитывается по полке диска. Измеряется в дюймах. В случае выбора диска значительно превосходящего по диаметру стандартный он может не поместиться в колесной арке, даже при установке шин меньшего профиля. Использование колес меньшего диаметра приведет к сокращению клиренса. Для компенсации разницы можно установить шины с большим профилем, но в результате все равно изменятся ходовые качества. К тому же обычно от диаметра диска зависит предельная нагрузка. Что касается ходовых параметров, здесь играет роль профиль шин. С ростом его значения улучшается плавность хода и ухудшается управляемость.
  • Ширина. Отсчитывается по полке. Измеряется в дюймах. Предельное максимальное значение также ограничивается размерами колесной арки. При рассмотрении дисков меньшей ширины снова нужно ориентироваться по предельной нагрузке. К тому же ширина диска определяет ширину шин, а от этого тоже зависят ходовые качества. Широкие колеса обеспечивают хорошее сцепление, что положительно влияет на управляемость. Узкие колеса оказывают меньшее сопротивление, улучшая экономичность, имеют меньшие чувствительность к колее и склонность к аквапланированию.
  • Вылет. Расстояние от привалочной плоскости, прилегающей к ступице, до средней точки обода по ширине. Измеряется в мм. Определяет глубину расположения колеса в арке. Так, середина диска может заходить за ступицу внутрь арки (положительный вылет), совпадать с привалочной плоскостью (нулевой) или выступать наружу (отрицательный). Таким образом, варьирование данного параметра позволяет подобрать идеальное положение колеса в арке.

Вылет дисков
Вылет дисков

  • Разболтовка. Отражает количество и диаметр отверстий для крепежных элементов. Установка диска возможна, если он совпадает по этому параметру со ступицей автомобиля. Существуют варианты дисков с двойной разболтовкой.

Проще всего при выборе дисков использовать рекомендации производителя автомобиля. Это позволит избежать проблем с несовместимостью и избежать ухудшения ходовых качеств. Отдельные из трудностей с установкой можно решить, используя специальные приспособления – проставки. Они позволяют выдвинуть наружу диск с чрезмерным вылетом либо перейти с одной разболтовки на другую.